2018-10-01

Оспаривание актов правительства РФ


Оспаривание актов правительства РФ
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела по ст. 21 КАС РФ:
  • об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и частью 1 статьи 15 Конституции РФ, статьями 22, 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, издает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение.

Судебная практика оспаривания Постановлений Правительства РФ

Решением Верховного Суда РФ от 18.10.2017 года в удовлетворении административного искового заявления П. об оспаривании пункта 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 года 512 "О порядке признания нуждающимся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", отказано. В обоснование указано следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации во исполнение положений абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 того же закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного федерального закона.
Согласно пункту 2 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Нельзя признать обоснованными доводы административного истца о противоречии пункта 2 Правил частям 4 - 6 статьи 50 ЖК РФ, поскольку в нем не содержится положений, которые бы устанавливали противоречащее указанным нормам жилищного законодательства правовое регулирование в вопросах применения учетной нормы площади жилого помещения.
Частью 4 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ). Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы (часть 6 статьи 50 ЖК РФ).
Положения пункта 2 Правил устанавливают единый принцип применения учетной нормы площади жилого помещения при реализации жилищных прав указанных категорий военнослужащих - как в отношении обеспечиваемых жильем по месту прохождения военной службы, так и тех, кто при соблюдении предусмотренных федеральным законом условий приобретает право на социальную гарантию в виде предоставления жилого помещения по избранному ими месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.
Во всех этих случаях, как следует из оспариваемого пункта Правил, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях используется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту, где жилое помещение будет непосредственно предоставлено, что не противоречит частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ, по смыслу которых учетная норма применяется для определения уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в месте, где реализуются жилищные права гражданина и будет находится предоставленное ему жилое помещение.
Оспариваемый пункт Правил не устанавливает размеры учетных норм, в том числе какие-либо иные учетные нормы в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 50 ЖК РФ, а только определяет в рамках предусмотренного федеральным законом предмета правового регулирования, какую учетную норму, установленную органом местного самоуправления, следует применять для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при реализации ими права на получение жилого помещения по месту прохождения военной службы и по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.
Доводы административного истца о том, что пункт 2 Правил противоречит абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", также несостоятельны, поскольку данная норма федерального закона делегирует полномочия по установлению порядка признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях Правительству Российской Федерации.
При этом в пункте 2 Правил отсутствуют положения, которые бы исключали либо ограничивали право военнослужащих на обеспечение жильем за счет государства, которое реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе при соблюдении военнослужащими предусмотренных данным законодательством условий.
Ошибочными являются утверждения административного истца о противоречии пункта 2 Правил пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, предусматривающему в качестве условия принятия указанных в этой норме Жилищного кодекса Российской Федерации граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, так как оспариваемый пункт Правил каких-либо иных оснований, не предусмотренных жилищным законодательством для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, не устанавливает.
С учетом изложенного пункт 2 Правил соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в указанном административным истцом аспекте, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.