- об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи
114 и частью 1 статьи 15 Конституции РФ, статьями 22, 23 Федерального
конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во
исполнение полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами
Президента Российской Федерации, издает акты в форме постановлений и
распоряжений, обеспечивает их исполнение.
Судебная практика оспаривания Постановлений Правительства РФ
Решением Верховного Суда РФ от 18.10.2017 года в
удовлетворении административного искового заявления П. об оспаривании пункта 2
Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.06.2011 года 512 "О порядке признания нуждающимся в жилых
помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им
жилых помещений в собственность бесплатно", отказано. В обоснование
указано следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят
Правительством Российской Федерации во исполнение положений абзаца тринадцатого
пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в
соответствии с которыми военнослужащие-граждане признаются федеральным органом
исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых
помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке,
утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих"
военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных
образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего
образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным
нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или
федеральным государственным органом, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или
строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной
собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по
договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной
власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при
увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по
избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади
жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 того же
закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы
служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по
достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при
увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более
федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным
органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,
предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в
федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность
бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом
исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному
постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади
жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного федерального закона.
Согласно пункту 2 Правил в целях признания
военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма
площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской
Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с
абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого
помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту
жительства.
Нельзя признать обоснованными доводы административного
истца о противоречии пункта 2 Правил частям 4 - 6 статьи 50 ЖК РФ, поскольку в
нем не содержится положений, которые бы устанавливали противоречащее указанным
нормам жилищного законодательства правовое регулирование в вопросах применения
учетной нормы площади жилого помещения.
Частью 4 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной
нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого
помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей
площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного
самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы
предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых
помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ
категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные
учетные нормы (часть 6 статьи 50 ЖК РФ).
Положения пункта 2 Правил устанавливают единый принцип
применения учетной нормы площади жилого помещения при реализации жилищных прав
указанных категорий военнослужащих - как в отношении обеспечиваемых жильем по
месту прохождения военной службы, так и тех, кто при соблюдении предусмотренных
федеральным законом условий приобретает право на социальную гарантию в виде
предоставления жилого помещения по избранному ими месту жительства, отличному
от места прохождения военной службы.
Во всех этих случаях, как следует из оспариваемого пункта
Правил, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях
используется учетная норма площади жилого помещения, установленная в
соответствии с законодательством Российской Федерации по месту, где жилое
помещение будет непосредственно предоставлено, что не противоречит частям 4 и 5
статьи 50 ЖК РФ, по смыслу которых учетная норма применяется для определения
уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения для принятия
на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в
месте, где реализуются жилищные права гражданина и будет находится
предоставленное ему жилое помещение.
Оспариваемый пункт Правил не устанавливает размеры
учетных норм, в том числе какие-либо иные учетные нормы в порядке,
предусмотренном частью 6 статьи 50 ЖК РФ, а только определяет в рамках
предусмотренного федеральным законом предмета правового регулирования, какую
учетную норму, установленную органом местного самоуправления, следует применять
для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях при реализации ими
права на получение жилого помещения по месту прохождения военной службы и по
избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.
Доводы административного истца о том, что пункт 2
Правил противоречит абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих", также несостоятельны, поскольку данная
норма федерального закона делегирует полномочия по установлению порядка
признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях Правительству
Российской Федерации.
При этом в пункте 2 Правил отсутствуют положения,
которые бы исключали либо ограничивали право военнослужащих на обеспечение
жильем за счет государства, которое реализуется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, в том числе при соблюдении
военнослужащими предусмотренных данным законодательством условий.
Ошибочными являются утверждения административного
истца о противоречии пункта 2 Правил пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ,
предусматривающему в качестве условия принятия указанных в этой норме Жилищного
кодекса Российской Федерации граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях их
обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
учетной нормы, так как оспариваемый пункт Правил каких-либо иных оснований, не
предусмотренных жилищным законодательством для признания военнослужащих
нуждающимися в жилых помещениях, не устанавливает.
С учетом изложенного пункт 2 Правил соответствует
нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает
права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в
указанном административным истцом аспекте, что в силу пункта 2 части 2 статьи
215 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.