2017-03-17

Ответственность администратора сайта перед обладателем прав на товарный знак

Юридическое лицо несет ответственность перед обладателем исключительных прав на товарный знак в случае, когда администратор сайта в сети “Интернет”, одновременно являясь единоличным исполнительным органом и участником указанного юридического лица, от его имени разместил на сайте предложения о продаже товара с использованием словесных обозначений, сходных с товарным знаком указанного правообладателя (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 июня 2016 г. № 307-ЭС16-881).

Общество является обладателем исключительных прав на товарные знаки “ГАЗ”, “Бегущий олень”, “Чайка”, “GAZ”, “Победа”, “Тигр”, правовая охрана которых предоставлена для товаров 16-го, 28-го и услуг 35-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Полагая, что компанией нарушаются его исключительные права на эти товарные знаки путем предложения к продаже неограниченному кругу лиц на сайте в сети “Интернет”, администратором которого является Б., различных моделей автомобилей, в том числе моделей, на которых нанесены спорные товарные знаки, общество обратилось в арбитражный суд с иском к компании о взыскании компенсации.
В подтверждение указанного обстоятельства истец предоставил в материалы дела протокол осмотра указанного сайта нотариусом.
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции и постановлением Суда по интеллектуальным правам, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды при разрешении спора исходили из того, что требование о взыскании компенсации на основании подп. 3 п. 1, п. 3 ст. 1252 ГК РФ может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени.
Суды указали, что из протокола осмотра спорного сайта нотариусом невозможно однозначно установить, кем предлагаются к продаже модели транспортных средств, на которых размещены товарные знаки истца; изображения интернет-страниц, приложенные к протоколу нотариуса, не позволяют определить однозначно, нанесены или нет товарные знаки истца на предлагаемых к продаже моделях транспортных средств. Указание внизу интернет-страниц на наименование компании со значком копирайта свидетельствует лишь об оформлении сайта названным обществом.
Суды также отметили, что доказательств осуществления Б. действий по администрированию сайта от имени компании в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 27 июня 2016 г. отменила названные судебные акты и направила дело на
новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
По смыслу п. 1 ст. 1229, подп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 1484 ГК РФ для установления факта нарушения исключительных прав на товарные знаки достаточно установить использование ответчиком в предложениях о продаже товара в сети “Интернет” словесных обозначений, сходных с товарными знаками истца.
Для признания сходства товарного знака и использованного ответчиком обозначения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения их в глазах потребителя.
Выводы судов о невозможности установить, кем предлагаются к продаже модели транспортных средств, на которых размещены товарные знаки истца, о том, что изображения интернет-страниц, приложенные к протоколу нотариуса, не позволяют определить однозначно, нанесены или нет товарные знаки на предлагаемых к продаже моделях транспортных средств, сделаны вопреки позиции ответчика, который подтверждал в письменных отзывах факт размещения им предложения о продаже различных масштабных моделей транспортных средств.
В то же время доводы компании о введении в гражданский оборот моделей транспортных средств с использованием товарных знаков истца с согласия правообладателя не получили надлежащей оценки судов.
Выводы судов о том, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку администратором доменного имени является Б., а доказательств осуществления Б. действий по администрированию сайта от имени компании в материалах дела не имеется, также сделаны без учета того, что Б., являясь администратором сайта, является генеральным директором компании и одним из ее участников с долей 75%, что подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.

Б., определяя порядок использования данного сайта, указал на сайте наименование компании, ее реквизиты и необходимые контактные сведения, обеспечил возможность взаимодействия покупателей с интернет-магазином, что может свидетельствовать о том, что Б. действовал в гражданском обороте в интересах компании, поскольку именно действия руководителя как единоличного исполнительного органа организации определяют действие и бездействие юридического лица в отношениях с контрагентами.